Выезд в ваш офис — бесплатно!
Нужна наша помощь?
Заполните форму, оставьте свой номер телефона и наш юрист свяжется с вами, чтобы помочь.
Из какого вы города
Вид субъекта предпринимательства
Блог

Какие решения и действия госорганов и должностных лиц могут быть оспорены в судебном порядке?

28.06.2022 Пленум Верховного суда РФ принял постановление о некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства и главы 24 АПК РФ.

Как поясняется в постановлении, в судебном порядке можно оспорить решения, действия и бездействие органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе федеральных органов государственной власти. Это могут быть:
• представительный и законодательный орган;
• федеральные органы исполнительной власти, которые образуют в соответствии с Конституцией, ФКЗ и ФЗ, указами президента, постановлениями правительства;
• территориальные органы, которые созданы федеральными органами исполнительной власти, чтобы они выполняли свои полномочия;
• другие федеральные органы.

К лицам, которые могут оспорить решения, действия и бездействие, относятся не только граждан, должностных лиц, коммерческие и некоммерческие организации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, но и иные государственные органы.

В своем постановлении ВС РФ отмечает, что к решениям, которые могут быть оспорены в суде, относятся индивидуальные акты применения права наделенных публичными полномочиями органов и лиц, содержащие волеизъявление и порождающие правовые последствия для граждан или организаций в сфере административных или иных публичных правоотношений.

При этом решения могут быть приняты как в письменной (в том числе в электронной), так и в устной форме (например, выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль, муниципальный контроль).

Пленум уточняет, что по правилам главы 22 КАС РФ, главы 24 АПК РФ могут быть оспорены письменные решения, имеющие ненормативный характер, для которых законодательством установлены определенные требования к порядку принятия, оформлению (реквизитам), содержанию.

При рассмотрении вопроса о том, может ли документ быть оспорен в судебном порядке, высшая инстанция советует судам анализировать его содержание.

О принятии решения, порождающего правовые последствия для граждан и (или) организаций, могут свидетельствовать, в частности, установление запрета определенного поведения или установление определенного порядка действий, предоставление (отказ в предоставлении) права, возможность привлечения к юридической ответственности в случае неисполнения содержащихся в документе требований. Наименование оспариваемого документа (заключение, акт, протокол, уведомление, предостережение) определяющего значения не имеет», - поясняет пленум.

Пленум обращает внимание, что может быть оспорено волеизъявление государственного органа или должностного лица, которое не облечено в форму решения, но может влечь нарушение прав, свобод и законных интересов граждан и организаций или создавать препятствия к их осуществлению.

«Предметом судебного контроля могут выступать действия, связанные с организацией дорожного движения (установка технических средств организации дорожного движения, включая дорожные знаки и ограждения; строительство и обустройство пешеходных переходов; согласование работы светофорных объектов и управление данными объектами и т.п.). Действия могут совершаться в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, например, посредством размещения информации в сети Интернет».

Пленум обращает внимание, что может быть оспорено волеизъявление государственного органа или должностного лица, которое не облечено в форму решения, но может влечь нарушение прав, свобод и законных интересов граждан и организаций или создавать препятствия к их осуществлению.

Также необходимо обратить внимание - ВС РФ указал, что акты налоговых и таможенных проверок не могут выступать предметом самостоятельного оспаривания в качестве решений, поскольку являются средством фиксации выявленных нарушений. При этом заинтересованное лицо вправе оспорить решение, основанное на соответствующем акте проверки (принятые по результатам проверки решения налогового или таможенного органа; предписания органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля об устранении выявленных нарушений и т.п.)».