Блог

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АРЕНДАТОРОВ ЛЕСНЫХ УЧАСТКОВ

Лесной участок может быть предоставлен заинтересованному лицу в аренду (статья 72 Лесного кодекса Российской Федерации).
Приказом Минприроды России от 30.07.2020 № 542 утверждены типовые формы договоров аренды лесных участков, закрепляющие обязательства сторон, а также ответственность за нарушения при использовании лесов.
Так, в соответствии с разделом III типового договора аренды лесного участка для заготовки древесины арендатор обязан:
- использовать лесной участок только по назначению;
- вносить арендную плату;
- в течение 6 месяцев со дня заключения договора разработать проект освоения лесов;
- подавать лесную декларацию;
- производить отвод и таксацию лесосек, по требованию представлять арендодателю материалы по отводу и таксации лесосек, технологические карты лесосечных работ;
- не позднее чем за один месяц до начала лесовосстановительных работ представлять Арендодателю проекты лесовосстановления;
- реализовывать меры по предупреждению лесных пожаров, проведению воспроизводства лесов, санитарно-оздоровительных мероприятий, по расчистке квартальных просек и замене квартальных столбов, сохранению объектов лесного семеноводства;
- осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия и мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке; осуществлять на лесном участке расчистку квартальных просек и замену квартальных столбов в соответствии с проектом освоения лесов.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств арендатор несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (ст. 99 ЛК РФ, раздел IV типовой формы договора аренды лесного участка для заготовки древесины).
Гражданско-правовая ответственность наступает с момента нарушения пользователем лесного участка соответствующих пунктов договора. Основанием для её наступления является судебное решение, вынесенное по итогам рассмотрения заявлений компетентного органа, которым могут быть расторгнуты ранее заключенные договоры аренды, купли-продажи лесных насаждений, взыскана образовавшаяся задолженность, неустойка.
Административная ответственность за нарушение лесного законодательства устанавливается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). В частности, предусматривается ответственность за самовольное занятие лесных участков (ст. 7.9 КоАП РФ), самовольную уступку права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом (ст. 7.10 КоАП РФ), нарушение правил использования лесов (ст. 8.25 КоАП РФ), самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (ст. 8.26 КоАП РФ), нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства (ст. 8.27 КоАП РФ), незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (ст. 8.28 КоАП РФ).
Нормами КоАП РФ за нарушение лесного законодательства предусмотрены такие виды наказания, как штрафы, дисквалификация, приостановление деятельности.
Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за нарушения лесного законодательства.
К примеру, незаконная рубка лесных насаждений в случаях, когда ущерб был причинен в значительном размере, наказываются вплоть до лишения свободы на срок 2 года. Если ущерб был крупным – лишение свободы до 4 лет, особо крупным – до 7 лет. 
Помимо перечисленных видов ответственности законодателем предусмотрены и иные негативные последствия для нарушителей условий договоров о лесопользовании.
Так, в силу статьи 98.1 Лесного кодекса РФ Федеральным агентством лесного хозяйства осуществляется ведение Реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений (далее – Реестр), открытый доступ к которому обеспечен на официальном сайте Рослесхоза в сети «Интернет».
В Реестр включается информация об арендаторах и покупателях, с которыми были расторгнуты договоры, а также сведения о нарушении указанными лицами лесного законодательства, информация о лицах, которые уклонились от заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо заключения договора купли-продажи лесных насаждений.